Кавказские горцы в исторических судьбах России: прошлое и настоящее

Особенности политического развития российского общества последнего десятилетия привели к распространению в его среде ряда опасных социальных заболеваний, как-то: экстремизм, ксенофобия, шовинизм, национализм, антисемитизм и кавказофобия. Последняя болезнь, вследствие запущенного характера и сознательного инициирования ее некоторыми государственными структурами и средствами массовой информации, приобрела законченный характер.

На сегодня успел сформироваться стойкий стереотип общественного сознания сводящийся к тому, что все этнические кавказцы, в особенности чеченцы, враги России и русских (стереотип кстати обладает характерными признаками звериного биологизма). Для его обслуживания создана целая информационная инфраструктура, над закреплением мифа работают десятки специалистов, сложился специальный терминологический словарь хорошо, вольно или невольно, знакомый всем возрастным поколениям россиян. На эксплуатации указанного стереотипа выросла целая паразитическая прослойка.

Пик кавказофобии всплеснулся в 1999-2002 г.г. в ходе чеченской войны. Значительная часть массовых преступлений против гражданского населения Чечни совершаемых здесь т.н. «федералами» проистекали не из рациональной ненависти к «противнику», а из иррациональной кавказофобии – «раз чеченец, значит враг!».

Однако бороться с опаснейшей для российского государства и общества кавказофобией нужно и возможно. И не только силой закона, но и знанием исторического прошлого. Изучение истории наглядно показывает, что процесс «организации» большого евразийского пространства в прошлом, взятым на себя Россией и русским народом охватывал десятки народов, относящихся к разным языкам, культурам и расам.

Высшим достижением этого процесса, экономического, политического, этнического и культурного по своему содержанию, было образование и укрепление Русского централизованного государства в XV – XVII вв.

Сегодняшнее поколение россиян попросту не знает исторического вклада малых народов, в первую очередь горских, в дело строительства российского государства. В тех же XV – XVII вв. Московское царство в конфликтах с Османской империей, и даже в столкновениях с вассалом Стамбула – Крымским ханством, было слабейшей стороной, остро нуждавшейся в горских воинах, знавших секреты военной тактики восточных противников. Не раз Москва просила терских воевод прислать хотя бы 100 панцирных горских воинов на фронт военных действий с обещанием любой «дачи».

В 80-90-х г.г. XVI в. влиятельным союзником Московского царства на Северном Кавказе выступал чеченский князь Ших-мурза Окуцкий имевший под началом 500 собственных дружинников и 500 русских казаков. При содействии чеченских феодалов были построены две русские крепости на Тереке – в 1567 и 1588 г. В 1589 г. посольство Ших-мурзы побывало в далекой Москве, где было принято царем Федором Иоанновичем. В оружейных рядах столицы первые чеченские гости Москвы закупили 5 комплектов воинских доспехов.

В результате переговоров и последующих посольских ссылок, между Москвой и чеченским князем был заключен вассально-союзнический договор, сохранивший за ним свободу «рядити и судити» в собственном владении, но ограничивавший его права самостоятельно вступать во взаимоотношения с «Турским и Крымским» государями.

Благодаря ряду субъективных и объективных обстоятельств выходцы с Северного Кавказа заняли выдающееся положение в государственной иерархии Московского царства. «Черкесские» князья получали должности воевод Большого полка, т.е. по существу командующих русской армией в походе, назначались главами «приказов» (министерств) и воеводами огромных областей. Подлинное возвышение «Черкасских» произошло не столько с замужеством «черкешенки» Марии Темрюковны за Ивана Грозного, а сколько с воцарением Михаила Романова в 1613 г.

Князья Черкасские – Дмитрий, Борис и другие сыграли важную роль в воцарении фамилии Романовых, с которыми их связывали тесные родственные узы. Двоюродные братья Михаила – князья Черкасские заняли при царском дворе особое место и в силу своих личных качеств.

Один из них, Иван Черкасский, после смерти отца Михаила – патриарха Филарета, ряд лет фактически руководил русским правительством. В течение всего XVII в. две фамильные ветви Черкасских оставались самыми богатыми людьми Русского царства и самыми влиятельными вельможами при дворе Романовых.

Следует отметить, что горские выходцы проявляли высокую пассионарность и в странах Востока. Они «имеют связи по всей Азии и в Египте» писал один из европейских авторов XVI в.  «Черкесские (горские)» мамлюки захватили власть в Каирском халифате еще в XIV в. и безраздельно правили страной вплоть до 1517 г. В истории Османской империи XVI — XVII вв. известна целая плеяда великих полководцев и государственных деятелей выходцев с Северного Кавказа. Сами султаны были «черкесской крови», считавшейся благороднейшей в мире. В этом им подражали иранские шахи и крымские ханы: «считайте наш юрт (т.е. государство) черкесским» писал в XVI в. один из крымских вельмож.

Объясняется это явление просто: и Российское царство и Оттоманская Порта и Сефевидский Иран были многонациональными империями. Главным принципом подлинных империй является универсальность – равенство всех подданных в службе государю без различия расы и языка.

Справедливо, что русско-северокавказские, а уж тем более русско-чеченские отношения XVI — XVII вв. далеко не сводились к исключительно мирному процессу инкорпораций империей горских земель. В истории этих отношений было немало войн, стычек и перманентной напряженности – достаточно вспомнить разгром воеводы Бутурлина во время похода на Дагестан и Чечню в 1604-1605 г.г. когда погибло до 8 тысяч стрельцов.

Речь идет о другом: в XVI — XVII вв. вокруг Кавказа сложилось три «системообразующих» центра; соответственно три многонациональные империи (Турция, Иран, Россия) стремившиеся инкорпорировать регион. По целому ряду причин, народами Кавказа был намечен исторический выбор в пользу России наиболее «продвинутой» к Европе страны; данный выбор оказался реализованным в XVIII — XIХ вв.

В свете вышесказанного остается добавить, что некоторое снижение современной Россией своих свойств «системообразующего» центра (из-за стагнационной экономики, «заболевания» общества и государства целым рядом социальных и идеологических болезней, в т.ч. и кавказофобией), может привести к дисбалансу в межнациональных отношениях. А это будет представлять угрозу не только национальной безопасности русского народа, но и становому хребту всего евразийского сообщества (каковым является российское многонациональное государство).

Таким образом, по существу мы наблюдали как идет (вольный или невольный) и неизвестно с чьей еще подачи, процесс «разгосударствления» сферы национальных взаимоотношений как каковых. В России сложилась целая индустрия, эксплуатирующая тему «кавказцев и мусульман», сформировались специализированные всероссийского масштаба СМИ обслуживающие и будирующие настроения насилия и вражды.

Однако с подписанием президентом РФ Владимиром Путиным 20 ноября 2013 г. Концепции Общественной безопасности Российской Федерации ситуация стала меняться в лучшую сторону. Государство показало, что оно не только видит проблему, но и готово ее решать.

 

                              Явус Ахмадов, профессор, доктор исторических наук.